История школы

История школы

 

 

Школа существует с 1936 года. С 1937 г. носит имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны в здании школы размещался госпиталь для бойцов Сталинградского фронта. В 50-60-х гг. в школе был собран настолько объемный и уникальный исследовательский материал о жизни и творчестве А.С. Пушкина, что на базе школьного пушкинского зала был открыт филиал всесоюзного музея «Пушкинский дом» (г. Ленинград). В 60-е года школа была одной из самых сильных в городе по количеству хорошо успевающих учеников, уровню профессионализма преподавателей.

К середине 70-х гг. здание школы обветшало, рядом открылись новые школы № 8, 15,25. Уменьшился ученический состав. Многие преподаватели предпочли работать в новых, хорошо оснащенных школах.

В середине 80-х гг. на городском и областном уровнях решался вопрос о реорганизации школы и передачи здания под складские и технические помещения.

С приходом в школу нового директора Акимова Геннадия Сергеевича началась «новая жизнь» школы. Была проведена техническая экспертиза помещения, проведен капитальный ремонт. Были намечены задачи по повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности в школе. Это дало возможность школьной администрации повысить требования к уровню качества знаний учащихся, деятельности педагогов.

Результаты таких мер, сказавшиеся очень скоро, привели к наполнению классов вновь прибывшими учениками, к привлечению в школу опытных учителей. Началась деятельность по восстановлению некогда существовавших традиций. Были отреставрированы художественные полотнища картин прославленных художников, ранее украшавшие Пушкинский зал.

Вновь был открыт Пушкинский зал, организована деятельность исследовательского кружка любителей поэзии А.С. Пушкина, который затем перерос в научное общество учащихся «Зеленая лампа» с регулярными встречами-обсуждениями исследовательских работ старшеклассников, со своими традициями, с заседаниями вокруг лампы под большим зеленым абажуром. Почетным президентом общества стала Заслуженный учитель РФ Свирина Клавдия Федоровна, которая всю свою жизнь отдала школе № 56.

В 1989 г. к школе обратился с просьбой организовать класс для детей строителей Молодежного жилищного комплекса оргкомитет. Пожеланием родителей было ввести в учебный процесс, по примеру действовавших школ МЖК в Москве, Ленинграде, такие предметы, как «Этика и культура поведения», «Театр», «Танец», расширить музыкальную и пространственно-художественную подготовку учеников. В течение первых 3-х лет обучение класса МЖК художественно-эстетическое воспитание было организовано в рамках кружковой работы. В связи с тем, что систематические занятия предметами эстетического цикла с младшими школьниками дали положительные результаты не только для формирования их духовно-эмоциональной сферы, но и благотворно сказались на отношении детей к школе, к процессу учебы, повысили их интерес и уровень знаний в таких предметах, как история, литература, природоведение, показали явные позитивные изменения учеников в личностных проявлениях, учителя стали изучать опыт российских и зарубежных школ подобного типа.

Поиски дальнейших путей развития системы эстетического воспитания школьников привели администрацию школы в научно-исследовательский институт художественного воспитания Института развития личности Российской Академии образования (НИИ ХВ, переименованный в Исследовательский центр эстетического воспитания РАО – ИЦЭВРАО – ныне действующий как Институт художественного образования РАО – ИХО РАО). Лаборатория комплексного взаимодействия искусств под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук Юсова Бориса Петровича заинтересовалась опытом работы учителей школы и согласилась оказывать научное руководство и методическую помощь в организации системной деятельности по художественно-эстетическому развитию учащихся.

В 1992 г. между исследовательским центром и школой был заключен договор о научно-методическом сотрудничестве, по условиям которого школа получила для апробации экспериментальные учебные программы по полихудожественному развитию учащихся в областях литературы, театра, изобразительного искусства, Мировой художественной культуры, сформированные учеными лаборатории комплексного взаимодействия искусств Суховой Т.И., Савенковой Л.Г., Ермолиной Е.А., Ершовой А.А, Пеня Т.Г., Чернявской М.С. Школа получила статус экспериментальной площадки Исследовательского Центра эстетического воспитания Российской Академии образования.

Была создана творческая группа учителей, состоящая из 14 человек.

В ходе апробации программ учителя школы приходили к выводу о необходимости адаптации учебного материала к условиям конкретной школы, о создании более тесного механизма взаимодействия учебных предметов в ходе полихудожественного развития учащихся, о необходимости включения в этот процесс предметов не только художественно-эстетического и гуманитарного, но и естественно-математического цикла. Создавались и апробировались адаптивные, авторские программы под научным кураторством д.п.н. Юсова Б.П., к.п.н. Суховой Т.И., Пеня Т.Г., Ермолиной Е.А., приезжавших в школу и отслеживавших обоснованность и результативность экспериментальной работы. Члены творческой группы принимали участие в научно-теоретических, практических семинарах, организованных учеными ИЦЭВ РАО для исследователей-практиков своих экспериментальных площадок (г. Таганрог, г. Краснодар, г. Москва), где опыт работы астраханской школы № 56 был признан положительным и требующим обобщения и распространения.

Вскоре формы полихудожественного развития учащихся, зарекомендовавшие себя как педагогически эффективные, дополнились системой культуроведческого развития учащихся второй ступени средней школы (5-9 классы). Методологически важным принципом культуроведческого развития стало взаимодействие учебных предметов на уровне интеграции вокруг единой ключевой темы, изучающейся синхронно на всех уроках. Увеличилось число учителей, включенных в экспериментально-исследовательскую деятельность. Были созданы творческие группы педагогов, работающих в одной параллели классов. Итогом тесного взаимодействия учителей при планировании и реализации принципов интегрированного обучения стал коллективный труд – комплексное планирование, преобразовавший весь учебно-воспитательный процесс в школе в единый образовательно-развивающий модуль. Суть модуля – интегративная взаимосвязь искусства и учебных предметов в ходе целостного художественно-творческого, культуроведческого развития учащихся. На практике реализации ОРМ представляет собой следующее: учителя-предметники на основе изучения психолого-педагогических особенностей и уровня сформированности учебно-познавательного развития отдельного классного коллектива планируют учебно-воспитательную работу в названном классе таким образом, чтобы ученики синхронно во времени получили представление об определенном общественно-научном, историко-культурном понятии (явлении), изучив его с т.з. естественно-математических, гуманитарно-эстетических наук. Педагогические доминанты при этом:

-                            изучение отечественной культуры как части Мирового культурного процесса;

-                            развитие креативности личности ученика;

-                            внимание к сформированности навыков работы в микрогруппе и рефлексивного восприятия учебного материала;

-                            организация пространственной среды, отражающей особенности изучаемого историко-культурного пласта развития цивилизации.

 

По окончании изучения определенной общеучебной культуроведческой проблемы в качестве контроля за знаниями учащихся и уровнем рефлексивности их восприятия данного учебного материала проводится так называемое художественное событие. Суть такого учебного дня, проводимого всей творческой группой учителей. Погружение учащихся в среду изученной историко-культурной проблемы и решение ими нестандартных учебных задач на основе диалога культур.

В ходе реализации ОРМ внеклассная работа является продолжением учебной, урочной. Основная задача классных руководителей при этом – освоение с учащимися художественно-пространственной среды родного края, познание его историко-культурного прошлого, приобщение к художественной жизни, постижение этнической самобытности, воспитание патриотических чувств.

Результативностью уровня обученности и воспитанности учащихся, обучающихся в классах полихудожественного и культуроведческого развития можно считать активное включение их в учебно-воспитательный процесс с большим по сравнению с традиционными классами процентом осознанности в получении образования, рефлексивное восприятие образования, развитые сенсорные способности, которые способствуют развитию широкого спектра сенсорных способностей, развитие художественного творчества, преобразование учебно-воспитательного процесса школы с традиционной классно-урочной системой образования по несоприкасающимся друг с другом учебным предметным программам в единый образовательно-развивающий модуль (ОРМ), где учебные предметы взаимодействуют друг с другом на интегральном уровне, помогает:

-                            дать ученику целостное представление о духовной жизни человека, привести его к постижению глубинных взаимосвязей культуры, науки, общественных отношений;

-                            развить творческий потенциал учащихся, вариативно опираясь на возможности той образовательной области или художественной сферы, которая окажется в процессе изучения комплекса наук и искусств индивидуально избирательной и доминирующей для каждого из них;

-                            раздвинуть рамки дидактического и воспитательного поля, форм работы с учащимися;

-                            избежать учебного безразличия.

Результаты экспериментально-исследовательской работы педагогического коллектива были обсуждены на научно-практической конференции «Школа культуроведческого развития: опыт, проблемы, перспективы» в 1997 г. с участием экспертной группы, состоящей из работников областного департамента, городского управления образования, госпедуниверситета, института усовершенствования учителей, городского научно-методического центра, директоров школ инновационного типа. По итогам конференции вынесено решение закрепить за школой статус опорной школы культуроведческого развития для пропаганды опыта и углубления исследований по теме деятельности творческой группы школы, открыть на базе школы лабораторию культуроведческого развития с оказанием консультативной, методической помощи учителям области, работающим над идентичными педагогическими проблемами. Опыт работы коллектива был обобщен на коллегии Управления образования администрации г. Астрахани.

В 1997 г за успехи в духовном развитии учащихся педагогический коллектив был отмечен грамотой Российского фонда культуры за подписью академика Д.С. Лихачева.

В 1999 г. школа стала победителем во всероссийском конкурсе «Школа года».

В январе 2001 г. группа учителей была приглашена для участия в Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России».

Различные аспекты деятельности школы в контексте полихудожественного и культуроведческого развития учащихся освещен в различных печатных изданиях: методическом пособии для школ Е.М. Горелик «Школа развивающая и развивающаяся» (Астрахань, издательство АГПУ, 1999 г.), в сборнике научных трудов «Когда все искусства вместе» (Москва, ИЦЭВ РАО, 1998 г), в «Учительской газете» № 19 за 2000 г. – статья «Друзья мои, прекрасен наш союз!», в областных газетах «Волга», «Горожанин», «Дебют», «Астраханские известия».

За большой вклад в развитие образования, укрепление дружбы и сотрудничества между народами и многолетнюю добросовестную работу директор школы Акимов Г.С. награжден медалью Пушкина; за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд учителям Марисовой Н.Д., Модакаловой Н.Е., Ивановой Л.К. присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Диссертационная защита модели литературно-творческого развития учащихся в системе культуроведческого развития была подтверждена степенью кандидата педагогических наук (Марисова Н.Д.). Успешно защитила кандидатскую диссертацию «Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы» и стала кандидатом педагогических наук Колесникова Т.А. Готовятся к защите работы на соискание ученой степени кандидата наук «Модель культуроведческой школы как отражение вариативности российской школы рубежа Эпох» (Акимов Г.С.), «Полихудожественный подход к процессу формирования у школьников представлений о культуре поведения» (Бондарева Н.И.)

В настоящее время из 78 основных педагогических работников и 14 совмещающих преподавание в школе с деятельностью в вузах,

3 имеют звание «Почетный работник образования РФ»,

13 – «Отличник Просвещения»,

2 – «Учитель-методист»,

36 учителей высшей категории,

27 учителей первой категории,

1 доктор наук,

5 кандидатов наук,

2 доцента вуза,

4 ассистента кафедр гуманитарных дисциплин.

 

 Учащиеся школы постоянно занимают призовые места в районных, городских, областных предметных олимпиадах.

 

В течение ряда лет в школе работает НОУ «Зеленая лампа», к деятельности которого привлечены в качестве научных руководителей и консультантов учителя школы, преподаватели АГПУ, АГМА, АГТУ, сотрудники музеев, библиотек, государственного архива, родители, занимающиеся исследовательской работой.

Было организовано и проведено 7 научно-практических конференций, посвященных 440-летию Астрахани, 200-летию А.С. Пушкина, 55-летию Великой победы, творчеству Велимира Хлебникова, гуманистическим символам XX века.

Содержание исследований позволило 3 учащимся стать участниками Международных Хлебниковских чтений.

За эти годы 15 учащихся получили звание Лауреатов областных научно-практических конференций старшеклассников, 10 стали Лауреатами городских и 35 – районных научно-практических конференций. Учащиеся школы неоднократно успешно выступали на вузовских и региональных научно-практических конференциях. В разные годы ученики школы участвовали в Российских олимпиадах: Бескровный Д. – по французскому языку, Нургалиев Е. – по географии.

На протяжении 3-х лет одиннадцатиклассники становились победителями областной Олимпиады по русскому языку: 1998 г. – Сандрикова Е., 1999 г. – Бубенщикова О., 2000 г. – Купряшева О. и уже в марте зачислялись на факультет русского языка и литературы АГПУ.

В 2001-2002 гг. команда школы занимала 2-е и 3-е места в городском лингвистическом конкурсе «Эрудит 2001», «Эрудит 2002». Неоднократно учащиеся школы становились стипендиатами мэра города и губернатора области: Модакалова М., Рулев В., Нургалиев Е., Карячкина Е. Учащиеся школы постоянно побеждают в конкурсах авторских произведений, сочинений.

С февраля 2000 г. школа является опорной школой культуроведческого развития АГМЦ.

Учебное заведение активно делится накопленным опытом работы с учителями города, области, России.

За этот период прошли научно-практические семинары для учителей школ города и области (5), для учителей района (3), для директоров и зам. директоров (5), мастер-классы (3). Педагоги школы (Марисова Н.Д., Смолянинова Н.М., Курьянова Л.М.) делились опытом работы на региональной научно-практической конференции.

Воспитательная деятельность: педагогические, психологические, технологические, правовые аспекты. Март 2000 г.

В январе 2001 г. Модакалова Н.Е., Смолянинова Н.М., рассказывали об опыте работы школы на Управленческих сборах Управления образования города.

В марте 2002 г. представители школы – Акимов Г.С., Марисова Н.Д., Мерзлякова Н.Р. выступали на заседании бюро Российской Академии образования с отчетом о проделанной работе по реализации модели школы культуроведческого развития.

На сегодняшний день школа работает в режиме функционирования. 

Реализуется модель школы культуроведческого развития.

В 1997 году за успехи в духовном развитии учащихся педагогический коллектив был отмечен грамотой Российского фонда культуры за подписью академика Д.С. Лихачёва.

В 1999 году школа стала победителем во Всероссийском конкурсе «Школа года».

  2006-2007 учебный год является для школы юбилейным – 70 лет работы.

Учительским коллективом накоплен интересный опыт проведения комплексных занятий, учебных дней в форме художественных событий и учебных блоков-дней с решением единой образовательной проблемы.

Центром информационно-методической работы учительского и ученического коллективов является методический кабинет, оснащающий уроки и предоставляющий для самостоятельного изучения учащимися видео, слайдов, аудио материалы, энциклопедические и справочные материалы, наглядные пособия и технические средства; в кабинете выполняются печатные работы, в рамках которых наибольший интерес представляет регулярный сборник «Совет». Также выпускаются сборники творческих работ учащихся.

  В 2010 году в Учреждении началось проведение эксперимента по подготовке к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Астраханской области (Приказ Министерства образования и науки Астраханской области «О подготовке к введению в Астраханской области Федеральных государственных стандартов начального общего образования» от 29 июня 2010 года № 232)

В 2011 году школа  вошла в «Программу реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждений муниципальных образований «город Астрахань» и «Приволжский район» Астраханской области в 2011году».

Приказом комитета по образованию и науки администрации г. Астрахани от 02.11.2011 № 08-07-601 школа переименована из муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени А.С.Пушкина» (МОУ «СОШ № 56 им. А.С.Пушкина») в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени А.С.Пушкина» (МБОУ г. Астрахани «СОШ №56»).

 

Дата последнего обновления страницы 08.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения